Проект «Эколята-дошколята»
Актуальность проекта
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я — гражданин России», таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт пример взрослых. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.
Процесс формирования экологической культуры будет более эффективным, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по экологическому воспитанию.
Данный проект отражает систему работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 г. Нижний Ломов в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята».
Цель проекта:
Создание условий для формирования у воспитанников элементов экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего окружения природы родного края.
Задачи Проекта:
-
Обогащать представления детей дошкольного возраста об окружающей природе, разнообразии животного и растительного мира родного края, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
-
Создавать условия для накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
-
Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.
-
Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
-
Повышать компетентность педагогов в вопросах экологического образования и организации с дошкольниками разнообразных видов детской деятельности с учетом регионального компонента.
-
Способствовать экологическому просвещению родителей, посредством совместной деятельности в реализации совместных экологических мероприятий.
Задачи Проекта решаются путём:
-
создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
-
предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
-
комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
-
создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
-
внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
-
предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
Прогнозируемые результаты:
-
формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
-
повышение общей культуры ребёнка;
-
формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
-
развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
-
расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Паспорт природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята»
Структура |
Содержание |
Тема |
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» |
Участники проекта |
Педагоги ДОУ, дети дошкольного возраста от 2 -7 лет, родители воспитанников |
Особенности проекта |
по характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный;по количеству участников: коллективный;по продолжительности: долгосрочный;по профилю знаний: межпредметный;по уровню контактов и масштабам организации: на уровне учреждения и организации взаимодействия с социумом |
Цель проекта |
Создание условий для формирования у воспитанников элементов экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего окружения природы родного края. |
Задачи проекта |
|
Ресурсы проекта |
— оборудование экологических уголков в группах:— природная зона территории детского сада;— дидактический и наглядный материал методического кабинета и в групповых ячейках;— экологические модули;— мини-проекты. |
Предполагаемые продукты проекта |
· Разработанные образовательные подпроекты в каждой возрастной группе;· Банк дидактических и методических материалов:ü конспекты, сценарии мероприятий;ü презентации,ü фото и видеоматериалы;ü дидактические игры и игровые пособия;ü картотеки игр, наблюдений, опытов;ü серия консультаций для родителей;ü костюмы героев Эколят – защитников природы;ü выставки детских рисунков и семейных стенгазет;ü оформление экологических уголков в группах;ü плакаты;ü «Красная книга» животных и растений Сурского края |
Предполагаемые результаты проекта |
Для воспитанников:
Для педагогов ДОУ:
Для родителей воспитанников:
|
Этапы работы над проектом |
1 этап – подготовительный: август
II этап — непосредственно реализация проекта: сентябрь-май— практическая реализация мероприятий согласно плану проектаIII этап – заключительный: май — июнь
|
План реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
I |
Информационное обеспечение |
||
1.1. |
Создание на сайте ДОУ интернет- страницы «Эколята-дошколята».Еженедельное обновление страницы информацией о проведенных мероприятиях. |
СентябрьВ течение года |
Жаркова О.А., старший методистПедагоги ДОУ |
1.2. |
Освещение событий экологической направленности, прошедших в детском саду через СМИ |
Постоянно |
Жаркова О.А., старший методистПедагоги ДОУ |
1.3. |
Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок – ширм, передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников |
В течение года |
Воспитатели |
1.4. |
Создание и оформление в приемных групповых стендов «Азбука природолюбия», «Дошколята –эколята» и др |
В течение года |
Воспитатели |
1.5. |
Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения |
В течение года |
Воспитатели |
1.6. |
Размещение в сетевых сообществах информации из опыта работы по экологическому воспитанию |
В течение года |
|
II. |
Методическая работа |
||
2.1. |
Изучение методических рекомендаций по реализации природоохранного, социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята» |
Август, 2021 |
Жаркова О.А., старший методист |
2.2. |
Консультация для воспитателей:«Создание условия для экологического воспитания в дошкольной образовательной организации» |
Сентябрь, 2021 |
Жаркова О.А., старший методист |
2.3. |
Организация методической поддержки педагогам по разработке групповых проектов, определение направленности |
Октябрь-ноябрь, 2021 |
Жаркова О.А., старший методист |
2.4. |
Организация фестиваля экологических проектов«Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!»(Разработка проектов экологической тематики во всех возрастных группах) |
Апрель, 2022 |
Жаркова О.А., старший методист |
2.5. |
Приобретение методической литературы по экологии, наглядного и демонстрационного материала для обучения детей правилам безопасного поведения в природе |
В течение года |
Педагоги ДОУ |
2.6 |
Пополнение дидактического материала (иллюстрации, картотеки стихов, рассказов, ауди- и видеозаписи) по охране окружающей среды; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм в рамках темы «Охрана окружающей среды» |
В течение года |
Педагоги ДОУ |
2.7. |
Формирование развивающей предметно-пространственной среды (изготовление атрибутов, пошив костюмов эколят, подготовка атрибутов для проведения мероприятий проекта и посвящения детей в «Эколята»). |
В течение года |
Педагоги ДОУ |
2.8. |
Конкурсы:1. Смотр- конкурс среди групп на лучший «Уголок природолюбия»2. Конкурс среди педагогов «Лучшая дидактическая игра по экологическому воспитанию дошкольников»;3. Конкурс «Мы пишем письмо Природе». |
Февраль, 2022Март, 2022Апрель, 2022 |
Творческая группа |
2.9. |
Создание компьютерных презентаций:«Мой край родной: заповедные места и памятники природы»;«Я хочу дружить с природой»«Флора и фауна Пензенской области» |
В течение года |
Жаркова О.А., старший методист |
2.10. |
Контроль организации работы с детьми по экологическому воспитанию |
В течение года |
Жаркова О.А., старший методист |
III. |
Образовательные мероприятия |
||
3.1. |
Реализация организованной совместной образовательной деятельности в каждой возрастной группе по блокам:«Человек и природа»,«Животные и птицы родного края», «Растения родного края»,«Елочка – зеленая иголочка»,«Времена года»,«Красная книга»,«Юный натуралист»(экскурсии, беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, целевые прогулки и др.) |
В течение года |
Воспитатели, специалисты ДОУ |
3.2 |
Реализация проекта «Экологическая тропа в ДОУ»:
|
В течение года |
Воспитатели, специалисты ДОУ |
3.3. |
Интеллектуальные игры:
|
Апрель-май, 2022 |
Попова Л.М.Водянова Е.Н.Калинина Г.В.Балахонова О.В. |
3.4 |
Выставки рисунков:
|
Педагоги ДОУ |
|
3.5. |
|
В течение года |
Воспитатели групп |
3.6. |
Участие в конкурсах различных уровней |
Педагоги ДОУ |
|
3.7. |
Выпуск памяток, плакатов, буклетов:
|
В течение года |
Педагоги ДОУ |
3.8. |
Выпуск печатного материала:
|
В течение года |
Жаркова О.А., старший методистВоспитатели |
3.9. |
Природоохранная деятельность. Акции:«Столовая для пернатых»1. Изготовление кормушек с привлечением семей воспитанников;2. «С каждого – по зернышку», сбор корма для птиц;3. Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом).4. Ежедневное наблюдение за птицами;5. Проведение викторины «Птичий мир»;«Украсим мир вокруг себя».1.Приобретение рассады цветов.2. Высадка саженцев деревьев и кустарников на участках.3. Высадка цветочной рассады на клумбы.4. Уход за цветочными клумбами.5. Слайд шоу (фото) «Мир цветов нашего участка».«Умный взгляд на мусор».1. Приобретение инвентаря для уборки мусора.2. Уборка мусора на территории детского, трудовой десант «Каждую соринку — в корзинку»3. Изготовление поделок из промышленных и бытовых отходов.4. Оформление территории детского сада поделками.5. Выставка поделок из бросового материала «Называем чудесами то, что делаем мы сами». |
Январь, 2022Апрель- май, 2022 |
ВоспитателиВоспитателиВоспитатели |
IV. |
Культурно-досуговая деятельность |
||
4.1. |
Экологический праздник «Посвящение в эколята» |
Август, 2021 |
Воспитатели,муз руководитель |
4.2. |
Неделя экологического творчества |
Ноябрь, 2021 |
Воспитатели,муз руководитель |
4.3. |
Развлечение «Скорая экологическая помощь» |
Март, 2022 |
Воспитатели,муз руководитель |
4.4. |
Развлечение «Книга леса или приключения Эколят-дошколят в Старый Новый год» |
Январь2022 |
Воспитатели,муз руководитель |
4.5. |
Праздник «День птиц» |
Апрель, 2022 |
Муз. руководитель Свиридова В.Л. |
4.6. |
Утренники «Весна-красна» |
Апрель, 2022 |
Воспитатели,муз руководитель |
4.7. |
«Именины у Земли» — праздник ко Дню Земли |
Апрель, 2022 |
Воспитатели,муз руководитель |
4.8. |
Экологический праздник «Давайте вместе беречь планету» (парад-шествие) |
Май, 2022 |
Воспитатели,муз руководитель |
4.9 |
Спортивный праздник «Мы – друзья природы» |
Май, 2022 |
Воспитатели |
V. |
Озеленение и благоустройство территории |
||
5.1. |
Организация общих для всех групп и сотрудников детского сада субботников, трудовых акций:
|
Сентябрь, октябрь, 2021Апрель, 2022Декабрь, 2021 Январь, 2022Март, 2022Апрель, 2022Апрель – май, 2022Апрель – май, 2022Май, 2022Май, 2022 |
Педагоги ДОУПедагоги ДОУПедагоги ДОУПедагоги ДОУПедагоги ДОУПедагоги ДОУПедагоги ДОУ |
VI. |
Экологическое просвещение родителей |
||
6.1. |
Подготовка консультативных печатных материалов на тему «Воспитание добрых чувств к родной природе» |
В течение года |
Воспитатели |
6.2. |
Консультации: «Лес – наш друг»,«Отдыхаем не вредя» |
В течение года |
Воспитатели |
6.3. |
Папки – раскладушки :· «Экология в жизни ребенка»;· «Экология и здоровый образ жизни»;· «Охраняем природу родного края»;· «Чистый город – забота горожан подготовительные группы)»; |
В течение года |
Воспитатели |
6.4. |
Круглый стол «Личный пример родителей – основа правильного поведения в природе» |
Март, 2022 |
Воспитатели |
6.5. |
Семейная мастерская «Дом для птиц» |
Февраль-март, 2022 |
Воспитатели |
6.6. |
Парад семейных коллекций: семян, камней |
Апрель, 2022 |
Воспитатели |
6.7. |
Персональная фотовыставка семьи «Красота родной природы» |
Февраль – апрель, 2022 |
Воспитатели |
6.8. |
Конкурс экологических плакатов «Давайте будем беречь планету!» |
Май, 2022 |
Воспитатели |