Эссе «Я -воспитатель или о капитане одного корабля».
Вечер. За окном холодно и темно. Лишь тусклый фонарь освещает улицу. Крупные снежинки кружатся в неведомом вальсе. Закончился ещё один рабочий день. В коридорах детского сада тишина. Неожиданно руки потянулись к одиноко лежавшей папке на рабочем столе. Решила заглянуть в неё. Листая, увидела фотографии. И тут же нахлынули воспоминания.
Эти фотографии незаслуженно спрятали во время обновления информационного стенда. С них на меня смотрят пятнадцать пар открытых детских глаз дошколят. На фотокарточке запечатлена совместная деятельность детей и родителей «Мы вместе». Моё первое знакомство с малышами и родителями. Внимательные мужские взгляды отцов заставляли меня сильно переживать. Заботливые мамы и бабушки охотно помогали ребятам выполнять творческие задания. И в итоге нами на доске цветными мелками создан корабль. Корабль для нашего плавания по бескрайнему простору дошкольного детства. Помню, каждый дошкольник выбрал себе роль на этом морском судне: матросы, штурманы, боцманы и коки. А как я оказалась капитаном этого морского судна? Как все начиналось?
Вспоминается тот сентябрьский день в 1 классе, когда теплая рука учительницы Валентины Петровны, крепко сжимая мою ладошку, повела меня по волнам знаний. Я благодарна ей за то, что она вдохновляла меня на новые открытия, была прекрасным примером. Обучаясь в школе, я встретила много педагогов, знающих и любящих свое дело. И вот оказалась перед выбором. Как не затеряться в великом море профессий? И уже тогда я выбрала великую профессию-профессию педагога. И решила для себя дорасти до капитана судна, который поведет ребят по необъятным просторам знаний, необычайных приключений и открытий.
Четыре года в педагогическом училище пролетели незаметно. Один момент из студенческой жизни, в очередной раз доказал мне правильность моего выбора в профессии педагога. Преддипломная практика проходила в детском оздоровительном лагере «Заря» города Пензы. Подъем в 6 утра, зарядка, отрядные дела, спортивные мероприятия, ночные дежурства – такого режима мы, еще студенты, не ожидали. Но во время расставания с детьми, когда дети трогательно обнимали, а родители благодарили, я поняла, что именно такой жизни хотела. Еще долго шли письма нам, вожатым 9 отряда, с разных уголков Сурского края.
Но судьба распорядилась так, что я стала воспитателем детского сада. Я знала: чтобы дать воспитанникам искорку знаний, умений и навыков, педагогу надо впитать море света, и таким морем стало для меня самообразование, общение с интересными людьми, замечательными педагогами, не только увлеченными, но и умеющих увлечь.
И вот я воспитатель. И вот я капитан этой многоголосой команды. А что же входит в мои обязанности? Ведь капитан не управляет судном непосредственно – этим занимается рулевой. А в мои задачи входит организация работы на «судне» и руководство «судовой командой». Я как воспитатель, как капитан должна следить за условиями, в которых проходит образовательный и воспитательный процесс. Необходимо правильно и грамотно выбрать курс и маршрут движения к намеченной цели. Определять точное местоположение нашего судна, на какой ступеньке психологического и интеллектуального развития находится каждый из плывущих на корабле. На капитане лежит огромная ответственность за все, что происходит с детьми ежедневно, и за то, каким будет наш причал к школьной жизни.
Я десять лет с детьми… С самыми разными: одаренными и чуть ленивыми, жизнерадостно-веселыми и немного стеснительными, спортивно-активными и унылыми молчунами. Каждому надо отдать частичку своего сердца и души, чтобы найти и раскрыть то зернышко, которое потом прорастет и поможет дошкольнику стать достойным, настоящим человеком, капитаном своей жизни.
А трудности… Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить ручеёк к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы ручей высох навсегда. Но если удалось наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда входишь в группу и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Чтобы каждый плывущий на «корабле», чувствовал себя комфортно. Поэтому приходится постоянно совершенствоваться, критически оценивать себя и искать новый курс, более интересный.
Я считаю, что, если в группе царит атмосфера добра, взаимоуважения и взаимопомощи, то в такой атмосфере дети открываются, видят в педагоге, прежде всего взрослого друга и помощника. И если ребенок ощущает понимание и поддержку со стороны взрослых, то он осознает свою нужность, верит в то, что его принимают со всеми его недостатками и достоинствами. Необходимо научиться и любить своих воспитанников, какими бы они ни были. Любить своих воспитанников — это еще и верить в них. Верить в возможности ребёнка, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них талантлив по-своему и в своем!
«Я не педагог, а только путник, у которого вы спросили дорогу. Я указываю вперед, вперед по отношению к себе и к вам»,- писал Бернард Шоу. Так мы и плывем — я и мои воспитанники: вместе, рядом друг с другом, преодолевая маленькие и большие препятствия, учась друг у друга.
Воспоминания и размышления не хотят меня отпускать. Но пора домой, в свой родной причал, где ждут любимые дети и муж. Где ждут своего капитана дальнего плавания. А фотографию повешу на видное место. И завтра мои дошколята прильнут к ней взглядами. И так же как я окунуться в бескрайний океан жизни. И завтра наш корабль детства поплывет дальше, преодолевая штормы, препятствия на своем пути. Я не сомневаюсь, мы достойно причалим к тихой заводи под названием взрослая жизнь, где каждый из ребят будет уже капитаном своей судьбы.